Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2011 » Февраль » 26 » 20 МАРТА 2011 Г. «ТЕБЕ СЛАВУ ВОСПЕВАЕМ, ГОСПОДИ». ВЕЛИКОПОСТНЫЙ КОНЦЕРТ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ (ВХОД СВОБОДНЫЙ)

09:50
20 МАРТА 2011 Г. «ТЕБЕ СЛАВУ ВОСПЕВАЕМ, ГОСПОДИ». ВЕЛИКОПОСТНЫЙ КОНЦЕРТ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ (ВХОД СВОБОДНЫЙ)

В программе: органные сочинения И.С.Баха, итальянская вокальная музыка. Исполнитель: Лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения Татьяна Калашникова. НАЧАЛО КОНЦЕРТА в 18:00 Сердечно всех приглашаем! Вход свободный.



Знакомьтесь – Татьяна Калашникова!


Вот уже второй год мы радуемся сотрудничеству нашего Прихода с замечательным человеком – Татьяной Калашниковой. Она мастер своего призвания! Музыка – это ее жизнь. Когда она исполняет на органе, то складывается впечатление, что это разговор, даже философствования, облеченные в музыку. Татьяна и без исполнительства – замечательный и очень интересный человек.

Вот некоторые вехи ее творческого пути:
Лауреат Международных конкурсов, а также кандидат искусствоведения.
По классу органа обучалась в Московской государственной Консерватории им. П.И.Чайковского у профессора С.Л.Дижура и в Казанской государственной Консерватории им. Н.Г.Жигунова у профессора Р.К. Абдуллина. Татьяна дважды закончила аспирантуру Московской консерватории – по классу концертмейстерского мастерства  у профессора В.Н.Чачавы, а в 2007 году – по классу органа у доцента А.С. Семенова.

Татьяна Калашникова концертирует в России и за рубежом как пианистка, органистка и клавесинистка.  Она обладает высокими профессиональными достоинствами, имеет яркую творческую индивидуальность,  постоянно совершенствуется, участвуя в мастер-классах величайших органистов.
В 2000 году о Татьяне Калашникове был снят фильм «Все это быль, все это жизнь моя…». В 2004 году она была удостоена Гранта фонда «Русское исполнительское искусство». В 2006 году Татьяна участвовала в Академии Французской классической органной музыки (г.Бордо, Франция). В этом же году вышел ее сольный органный альбом. В 2008 году – участие в Интернациональном органном фестивале в г.Харлем (Нидерланды). Татьяна Калашникова имеет множество записей на радио и телевидении. Ее игра отличается особой возвышенностью, одухотворенностью и глубоким знанием различных стилей.

Буквально недавно, в первом номере 211 года журнале «Орган» Татьяна написала небольшую статью, которую мы тоже хотим предложить и вашему вниманию. В заключении только добавим, что ближайший концерт Татьяны в нашем храме состоится 20 марта с, как всегда, очень интересной программой. Всех вас и приглашаем на него.

Путевые заметки
НА ТРИБУНЕ СОБОРА НОТР-ДАМ

Путешествие в Париж почти никогда не обходится без посещения Собора Нотр-Дам, являющегоя многовековым символом Франции. Чудесные звуки органа, доносящиеся оттуда, особенно привлекают внимание туристов.

Следует отметить, что поскольку этот собор является наиболее посещаемым местом в Париже, его постоянно, наряду с верующими, наполняет и просто любопытствующая публика. Традиционно здесь служат четыре органиста, каждый из которых выполняет свои «органные обязанности» только три месяца в году. Сейчас это: Ив Девернэ, Филипп Лефебвр, Жан-Пьер Легюэ и Оливье Латри.


Оливье Латри


Несмотря на то, что богослужебные традиции уже давно сформированы, в каждой службе, тем не менее, присутствуют инновации, а вместе с ними меняется, разумеется, и церковный музыкальный репертуар. Иногда службы бывают интернациональными (в особенности, по большим праздникам, когда в соборе присутствуют священнослужители из разных стран). Органист же, следя за всем происходящим, должен чутко реагировать и быть готовым к любым отклонениям от привычного хода мессы.
В России наиболее известным и любимым из всех органистов собора Нотр-Дам является Оливье Латри, музыкант блестящего дарования. Он, в свою очередь, также платит взаимностью, не только возвращаясь в Россию с концертами, но и гостеприимно встречая на трибуне Нотр-Дам российских органистов. В частности, автору этих строк удалось поприсутствовать на воскресных мессах, наблюдая за работой Оливье Латри, а в перерывах — задать несколько вопросов:

— Господин Латри, в каком году Вы стали штатным органистом в соборе Нотр-Дам?
— В 1985 году я был приглашен на эту должность в результате конкурсного отбора. Давняя традиция не утратила своего значения и по сей день: нужно было успешно пройти через четыре вида испытаний, чтобы получить эту работу: аккомпанемент и комментарий к литургическому песнопению, импровизация фуги на определенный сюжет, свободная импровизация на заданную тему, исполнение наизусть любой пьесы из органного репертуара.

Вступив в должность штатного органиста, не возникло ли у Вас мысли, что орган нуждается в нововведениях?
— Поскольку с самого начала я был в восторге от роскошного инструмента, мне не хотелось никаких изменений: и тогда, и сейчас он был великолепен (некоторые усовершенствования предлагались еще Пьером Кошро, а последняя глобальная реставрация произошла в 1992 году). Здесь есть, например,
24 такое устройство, как клапан Sostenuto, позволяющий задерживать одну или несколько клавиш в одновременном звучании (подобно педали на рояле). Это очень удобно для исполнения романтической и современной музыки. Сейчас за состоянием органа ведется должное наблюдение, и он находится в отличной форме.

Параллельно Вы работаете где-нибудь еще?
— Да, я преподаю в Национальной консерватории (все стили и импровизацию).

— Что Вы думаете по поводу композиции и интерпретации, этим может заниматься один и тот же музыкант, или лучше все же ограничиться одним делом и стремиться достичь в нем успеха?
— Композиция, интерпретация, а также импровизация иногда совмещаются в творчестве некоторых органистов, но считаю, что теперь это — единичные случаи.
Яркий тому пример — Оливье Мессиан, Пьер Кошро. Из современных музыкантов отдаю предпочтение Тьерри Эскешу и Жану-Луи Флоренсу.*

Что Вы думаете о жанре французской органной симфонии? Можно ли говорить о ее эволюции и о том, что в настоящее время она продолжает свое существование?
— Расцвет этого жанра пришелся на первую треть ХХ века (следует выделить, прежде всего, Шесть органных симфоний Л. Вьерна). Продолжив свой путь в сочинениях современников Вьерна (не только во Франции, но и за ее пределами), она эволюционировала сначала в творчестве М. Дюпре и Ш. Турнемира, а затем — Ж. Лангле и П. Кошро. Но если говорить о настоящем времени, то можно считать эту форму устаревшей, ибо она уже не имеет место, как таковая.
Наступило время причастия (Communion), после которого зазвучала импровизация О. Латри на большом органе. Современная тема, использованная в ней, отдаленно напоминала григорианский напев. Это было какое-то космическое звучание, сменившееся мощным апофеозом. Через некоторое время появилась возможность продолжить разговор.

Вы часто импровизируете, не только на службах, но и на концертах: записываете ли Вы свои импровизации?
— Я импровизирую всегда, но никогда не забочусь о том, чтобы фиксировать импровизации, поскольку они для меня являются лишь средством выражения каких-либо мыслей: во время службы это, непременно, молитвенное состояние.

Пишете ли Вы музыку? Может быть, есть творческие проекты?
— Мною написано лишь одно произведение — «Salve Regina» (оно издано в 2007 году), которое представляет собой семичастную композицию для органа и голоса на духовную тему XI века, впервые импровизированное мною в апреле 1999 года на концерте в Канзасе (в университете Lawrence). Позже появилась возможность записать и издать это сочинение.

Посещало ли Вас когда-нибудь желание написать более значительное произведение, скажем, подобное органной симфонии, как это делали Ваши предшественники в Нотр-Дам?
— Нет, такого желания у меня никогда не было. Вообще я считаю, что любое творчество — это Дар свыше и одним желанием здесь ограничиться невозможно.

Вы регламентированы в темах, которые используете в импровизации во время сопровождения литургии? Существует какая-либо последовательность в их использовании?
— Всегда звучат разные темы, а определенных закономерностей в их следовании друг за другом также нет, учитывается лишь период церковного года.

Сегодня Вы импровизировали в разных стилях. Интересно, есть ли какие-нибудь правила при использовании импровизаций?
— На сегодняшний день строгие правила отсутствуют, но есть понятие выбора тона, например, римский тон (завершение с полутоном) или древний тон (с натуральной VII ступенью). Для священника это стили богослужения, и органист обязан это учитывать.

Что Вы можете сказать о том, что литургическая музыка должна подчиняться некоторым канонам?
— Думаю, что так говорят, прежде всего, о композиторах, пишущих духовную музыку. Во время службы желательно, чтобы звучание подобной музыки было уместным и не отвлекало от самой сути церемонии, а тем более не преобладало над богословским смыслом.
Вскоре мощные раскаты импровизаций в Sortie заполнили собор. Слушая игру Оливье Латри, вспомнились слова его предшественника, Пьера Кошро: «Импровизацию, может быть, можно сравнить с искусством иллюзиониста, и чего будет стоить жизнь, если целиком утратить эти иллюзии?».2

Татьяна Калашникова 26
2 Lang J. Mon Patrimoine. Paris, 1992. P.36.

* Пьер Кошро (1924–1984), штатный органист собора Нотр-Дам в Париже с 1955-й по 1984 год; педагог, композитор, выдающийся артист и импровизатор.
Тьерри Эскеш (р. 1965), штатный органист собора Сен-Этьен-дю-Мон в Париже, композитор, профессор Национальной консерватории.
Жан-Луи Флоренс (1947–2004), французский органист и композитор, ученик О. Мессиана, с 1980 года работал в Кенийском университете, с1985 года являлся профессором Лионской консерватории, с 1995 года был членом французской Академии Изящных искусств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Концерт | Просмотров: 1715 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [624]
Расписание богослужений
Концерт [304]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [53]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [39]
Праздники в Приходе
Конференция [10]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [18]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [2]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [16]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [17]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0