Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2011 » Октябрь » 17 » ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

10:28
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

 

1. Биографические сведения о Луке

Лука был родом из Антиохии (Антиохии Сирийской, а не Писидийской); врач по профессии, до обращения в христианство — язычник. Он не принадлежал к кругу учеников Господа. Его наставником был св. Павел, и Лука следовал да ним почти но всех путешествиях. Это видно из исполь­зования глагольной формы первого лица множественного числа во многих эпизодах Деяний Апостолов (так называемые »tratti del noi» или «Wirsiucke» — «Павел и я»…). Лука последовал за Павлом в Троаду (область и город в Малой Азии, современной Турции), в Иерусалим, в Рим, был вме­сте с ним в узах. После кончины св. Павла, последовавшей около 64-67 го­да в Риме, Лука, по-видимому, уехал из Вечного города. Куда же он отпра­вился — в Ахайю, Далмацию, Галлию, Македонию? Умер он мученической смертью; его литургический праздник — 18 октября.

Был ли Лука художником? Император Евдоксий отправил из Иеру­салима в Константинополь изображение Мадонны, выполненное св. Лу­кой; Луке приписываются образ Мадонны из храма Санта Мариа Маджоре в Риме, и другие. С другой стороны, не исключено, что св. Луку можно считать «портретистом Марии» лишь в том смысле, что он воссоздал образ Богоматери в ряде стихов своего Евангелия. Евангелие написано на изящном греческом языке. Кроме него, Луке принад­лежит также книга «Деяния Апостолов».


2. Структура

1. Евангелие детства Иисуса (гл. 1-2).

2. Явление Мессии в Галилее (3. 1 — 9. 50).

3. Большое путешествие в Иерусалим (9. 51-19. 27).

4. Пасхальная тайна, совершающаяся в Иерусалиме (19. 28-24. 53).

3. Особенности

1. Евангелие детства Иисуса (гл. 1-2, как у Матфея).

2. «Марианское» Евангелие (Лука приводит немало неизвестных ранее по­дробностей, относящихся к Богоматери и почерпнутых, вероятно, у Иоанна).

3. Евангелие о всеобщем спасении (Иисус — Спаситель мира).

4. Евангелие о язычниках (у Луки они неизменно представлены в благородном свете: вера сотника — Лк 7. 1-10; сотник у креста: «Ис­тинно человек этот был праведник» — Лк 23. 47).

5. Евангелие радости (Песни Захарии, Марии, Симеона; радость па­стухов и учеников Иисуса; притча о блудном сыне…).

6. Евангелие о молитве (пример Иисуса, Его учение о молитве: Лк 11. 1-13; 18. 1-7).

7. Евангелие бедных людей (Дева Мария, «Раба Господня», хлев, па­стухи; «благовествовать нищим»: Лк 4. 18; «Горе вам, богатые…»: Лк 6. 24; богач и Лазарь: Лк 16. 19-31).

8. Евангелие о милосердии (гл. 10 — добрый Самарянин, гл. 15 -пропавшая и отыскавшаяся овца, пропавшая и найденная драхма, блуд­ный сын и милосердный отец).

9. Хронологическое Евангелие (его рассматривают как основу при составлении Синопсиса, т.е. параллельного текста разных Евангелий, размещенного в три или четыре столбца).

10. Евангелие о евангелизации (Двенадцать апостолов, св. Петр, другие проповедники и очевидцы: 8. 1-3, 38-39; 9. 49-50, 59-62; 24. 33).

11. Евангелие Святого Духа (в эпизодах Благовещения, Крещения и мессианской деятельности: 4. 1, 14, 18; 10. 21; молитва-просьба к Отцу Небесному: 11. 13; даяния детям Своим: 11. 13; 24. 49; плоды Духа: атмо­сфера молитвы, благодарности и радости).

12. Евангелие, в котором подчеркивается непрерывность служения Иисуса: личные, конкретные и повседневные обязанности («каждый день»: 9. 57-62; 11. 1-13; 14. 25-35).


4. Место и время создания

Где составлялось Евангелие от Луки и где жили его читатели? Лука адресовал свое Евангелие христианской общине, существовавшей вне Палестины (в Ахайе? в Коринфе?), куда входили новообращенные языч­ники. Здесь проповедовал св. Павел, обещая всем — иудеям и язычни­кам — возможность спасения; однако затем здесь воцарился некоторый скепсис (Лк 18. 8).

Лука принадлежал ко второму поколению христианских авторов и работал над Евангелием, по всей вероятности, между 70 и 80-ми года­ми н.э., в конце очень важного периода христианской истории (широкое распространение Церкви, главным образом усилиями св. Павла; паде­ние Иерусалима в 70 г.).

5. Образ Иисуса у св. Луки

Иисус Христос, Сын Божий, всеобщий Спаситель и Пророк, есть Господь (Kyrios) истории, благодаря действию Святого Духа.

Образ Христа в Евангелии от Луки более умиротворен и мягок, нежели в других Евангелиях: он воссоздан крупными маяками (это Kyrios, воскрес­ший Господь, живущий и творящий внутри Своей земной общины).

Именования Иисуса у св. Луки и аспекты Его деятельности

1. Иисус из Назарета, Богочеловек. С детских лет Иисус окружен божественным ореолом. Он превосходит Иоанна Крестителя в отношении знамений (1. 13 и сл.; 1. 32 и сл.), гласа Божиего (3.; 3. 22), н родословии (3. 2; 3. 38), в проповедях (1. 76; 2. 30; 3. 6; 4. 21). В единственном Сыне Бого­матери блеснула божественная искра: например, двенадцатилетний Иисус объявляет о Своем неразрывном союзе с Отцом (2. 49).

2. Иисус — воплощение доброты и милосердия: именно эта сторона Его облика акцентирована в Евангелии от Луки. В этом Еванге­лии Христос не столь резок в отношении Петра, не столько гневается на торгующих в храме; распятый на кресте, Он умирает спокойно, не испуская криков отчаяния; у него добрые отношения с мытарями и грешниками (7. 34), он — друг обездоленных, неимущих, пользующих­ся дурной славой, удрученных, сбившихся с пути истинного, отвержен­ных. Уважение и любовь Иисуса распространяются и на женщин. Ии­сус заявляет о своем призвании «взыскать и спасти погибшее» (19. 10), прощает грешнице (7. 36 и сл.), останавливается в доме Закхея (19. 1-10), обращает взор на раскаивающегося Петра (22. 61), прощает даже тем, кто распинает Его на кресте (23. 34), обещает рай покаявшемуся разбойнику (23. 42 и сл.), рассказывает притчу о добром Самарянине (10. 29-37) и три притчи о милосердии (гл. 15).

3. Иисус — образец и учитель молитвы (3-21; 5. 16; 6.12; 9. 16, 18, 28; 10. 21; 11.1; 22. 41-46; 23. 34-46).

4. Иисус — Царь Мессия, приходящий в Иерусалим, чтобы осу­ществить дело спасения: 1. 32; 2. 11; 4. 21; 9. 1; 11. 14; 13. 16…

5. Kyrios, Господь (это наименование встречается 103 раза в Еван­гелии от Луки, 107 раз в Деяниях Апостолов): наиболее часто встреча­ющийся вариант.

6. Сын Божий: 1. 35; 4. 9, 41; 22. 70 плюс иудаистский эквивалент «Сын Всевышнего»: 1. 32; 8. 28.

7. Странствующий пророк (новый Илия): 4. 21; 7. 16; 13. 33; 24. 19.

8. Всеобщий Спаситель: об этом говорится пастухам (2. 11), об этом заявляет Симеон (2. 30, 32); спасение верой (7. 50; 8. 48; 17. 19; 18. 42); в связи с этим — вера сотника (7. 1-10), прокаженного Самарянина (17. 11 и cл.), сотника, стоявшего у креста (23. 47). Христос воплощает собой спасение «всех народов, начиная с Иерусалима» (24. 47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Для углубления духовной жизни | Просмотров: 834 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [418]
Расписание богослужений
Концерт [245]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [50]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [35]
Праздники в Приходе
Конференция [8]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [17]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [1]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [14]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [14]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0