Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2010 » Декабрь » 1 » О ЧЕМ ЖЕ ГОВОРЯТ НАМ ПАСТУХИ, ПЕРВЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА? ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI

08:10
О ЧЕМ ЖЕ ГОВОРЯТ НАМ ПАСТУХИ, ПЕРВЫЕ СВИДЕТЕЛИ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГА? ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI

«Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 11).  Ангел, от которого исходит облако света, объявляет это пастухам, как факт настоящего:. Господь — здесь. С этого момента Бог действительно является «Богом-с-нами». Он уже не далекий Бог, о Котором можно лишь догадываться, глядя на творение. Он вошел в мир. Он — Близкий. Воскресший Христос сказал это Своим, нам: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Для вас родился Спаситель: то, что Ангел возвестил пастухам, Бог теперь напоминает нам через Евангелие и Своих посланников. Это такая весть, которая не может оставить нас равнодушными. Если это правда, все меняется. Если это правда, то это касается и меня. Тогда, как пастухи, я так же должен сказать: Ну, скорее, я хочу пойти в Вифлеем и увидеть Слово, Которое там свершилось. Евангелие не случайно рассказывает нам историю пастухов. Они показывают нам, как правильно отвечать на это послание, которое обращено также к нам.

О пастухах прежде всего сказано, что они были людьми бодрствующими, и что послание могло достичь их именно потому, что они не спали. Мы должны пробудиться, чтобы послание могло достичь нас. Мы должны стать поистине бодрствующими людьми. Что это означает? Разница между спящим и бодрствующим заключается прежде всего в том, что спящий находится в отдельном мире. Вместе со своим «я» он закрыт в этом мире сна, который принадлежит только ему и не связывает его с другими. Пробудится — это значит выйти из этого отдельного мира, где есть место только для «я» и войти в общую реальность, в истину, которая одна объединяет всех нас. Конфликты в мире и взаимная непримиримость происходят их факта, что мы закрыты в собственных интересах и личных мнениях, в нашем собственном частном мирке. Эгоизм, как групповой, так и индивидуальный, делает нас пленниками наших интересов и желаний, которые противоречат истине и разделяют нас одних от других. Пробудитесь, говорит нам Евангелие. Выходите наружу, чтобы войти в великую общую истину, в общность единого Бога. Таким образом, пробудиться означает развивать восприимчивость к Богу; к молчаливым сигналам, с помощью которых Он желает направлять нас; к многочисленным признакам Его присутствия. Есть люди, которые по аналогии с музыкальным слухом говорят, что лишены религиозного слуха. Способность воспринимать Бога также кажется даром, в котором некоторым отказано. И в самом деле — наша манера думать и действовать, менталитет сегодняшнего мира, вся гамма наших опытов способны сократить восприимчивость к Богу, сделать нас «лишенными музыкального слуха» по отношению к Нему. И все же в каждой душе живет, тайно или явно, ожидание Бога, способность встретить Его. Чтобы достичь этого бодрствования, этого пробуждения к самому важному, мы должны молиться о нас самих и о других, о тех, которые кажутся «лишенными этого музыкального слуха» и в которых, тем не менее, живо желание, чтобы Бог явил Себя. Великий богослов Ориген сказал: если бы я имел благодать видеть, как видел Павел, то сейчас (во время Литургии) я бы мог созерцать великий сонм святых (ср. в комментарии на Евангелие от Луки 23, 9). В самом деле, в Святой Литургии нас окружают Ангелы Божии и Святые. Сам Господь присутствует посреди нас. Господь, открой очи наших сердец, дабы мы стали бодрствующими и ясновидящими, чтобы нести Твою близость другим!

Вернемся к Евангелию Рождества. Оно рассказывает о том, что пастухи, услышав весть Ангела, сказали друг другу: «‘Пойдем в Вифлеем’ … И поспешили» (Лк 2, 15s.). «Заторопились», — говорится буквально в греческом тексте. То, что было им возвещено, было настолько важным, что они должны были идти немедленно. В самом деле, то, что было им сказано, полностью выходило за рамки обычного. Это изменяло мир. Родился Спаситель. Долгожданный сын Давидов пришел в мир, в его родном городе. Могло ли быть что-то важнее? Конечно, ими двигало отчасти любопытство, но прежде всего — волнение из-за той великой вести, которую сообщили именно им, маленьким людям, казалось бы, ничего не значащим. Они поспешили без промедления. В нашей обычной жизни все обстоит не так. Большинство людей не считают приоритетными дела, связанные с Богом, они не понуждают нас действовать незамедлительно. И так мы, в подавляющем большинстве, скорее склонны отложить их, делая в первую очередь то, что кажется срочным здесь и сейчас. В списке приоритетов Бог зачастую оказывается почти на последнем месте. При этом мы думаем: это можно сделать всегда. Евангелие говорит нам: Бог имеет высший приоритет. Если что-то в нашей жизни заслуживает незамедлительной спешки, то это только дело Божие. Правило  св. Бенедикта гласит: «Не ставь ничего превыше дела Божия (то есть, божественного служения)». Литургия для монахов является первым приоритетом. Все остальное потом. Однако по своей сути это правило действительно для каждого человека. Бог является важной, самой важной реальностью в нашей жизни. Именно этому приоритету нас учат пастухи. Давайте учиться у них не позволять себе быть раздавленными всеми насущными делами повседневной жизни. Давайте учиться у них внутренней свободе ставить на второй план другие заботы, — какими бы важными они ни были, — чтобы двигаться к Богу, чтобы дать Ему войти в нашу жизнь и в наше время. Время, отведенное на Бога и, исходя от Него, на ближнего, никогда не бывает потерянным. Это время, когда мы действительно живем, когда мы живем в полной мере нашей человечностью.

Некоторые комментаторы отмечают, что пастухи, простые души,  были первыми пришедшими к  Иисусу в яслях и встретившими Искупителя мира. Восточные волхвы, представлявшие тех, кто имел ранг и имя, пришли гораздо позже. Комментаторы добавляют: это вполне естественно. Ведь пастухи жили рядом. Им только и нужно было, что «пойти» (ср. Лк 2, 15), как проходят небольшое расстояние до соседей. Волхвы же, напротив, жили далеко. Они должны были пройти долгий и трудный путь, прежде чем прибыть в Вифлеем. И они нуждались в водительстве и в указании. Сегодня также существуют простые и смиренные души, живущие очень близко ко Господу. Они являются, так сказать, Его соседями и легко могут пойти к Нему. Но большинство из нас, современных людей, живут далеко от  Иисуса Христа, от Того, Кто стал человеком, пришедшим от Бога к нам. Мы живем в философиях, среди мирских дел и занятий, которые полностью поглощают нас и от которых путь к яслям слишком долог. Богу приходится самыми разными способами вновь и вновь побуждать нас и протягивать нам руку помощи, чтобы мы могли найти выход из нагромождения наших мыслей и дел и увидеть путь к Нему. Господь располагает особым знаком отдельно для каждого из нас. Он зовет всех нас, чтобы и мы могли сказать: Ну же, скорее! Пойдем в Вифлеем, — к Тому Богу, Который пришел нам навстречу. Да, Бог вышел навстречу нам. Сами мы не смогли бы дойти до Него. Путь превышает наши силы. Но Бог сошел. Он идет нам навстречу. Он прошел самую длинную часть пути. Теперь Он просит нас: Придите и посмотрите, как Я вас люблю. Придите и посмотрите, что Я здесь. Transeamus usque Bethleem, говорит латинская Библия. Пойдемте туда! Превзойдем себя! Сделаемся путниками, идущими к Богу  самыми разными путями, но одним способом: пребывая в духовном пути к Нему, который конкретно выражается в Литургии Церкви, в служении ближнему, в котором ожидает меня Христос.
Послушаем еще раз само Евангелие. Пастухи называют друг другу причину, по которой они пустились в путь: «Посмотрим, что там случилось». В греческом тексте буквально говорится: «Посмотрим на это Слово, которое там случилось». Да, новизна этой ночи заключалась именно в этом: Слово можно увидеть, потому что Оно стало плотью. Этот Бог, Которого не стоит изображать, поскольку любой образ может лишь преуменьшить или даже исказить Его, Этот Бог Сам сделал Себя видимым в Том, Кто есть Его истинный образ, как говорит Павел (ср. 2 Кор. 4, 4; Кол 1, 15). В облике  Иисуса Христа, во всей Его жизни и миссии, в Его смерти и воскресении можем созерцать Слово Божие, и, следовательно, тайну Самого живого Бога. Таков Бог. Ангел сказал пастухам: «И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2, 12; ср. 16). Знак Бога, знак, который дается пастухам и нам, не является каким то волнующим чудом. Знаком Бога — это Его смирение. Знаком Бога является то, что Он сделался маленьким; Он стал ребенком; Он позволяет прикоснуться к Себе и просит нашей любви. Нам, людям, очень хотелось бы получить другой знак, внушительный, неопровержимый знак силы Бога и Его величия. Но Его знак призывает нас к вере и любви, а потому дает нам надежду: таков Бог. Он всесилен. Он — сама Доброта. Он призывает нас стать подобными Ему. Да, мы станем подобными Богу, если позволим формировать себя этому знаку, если мы сами научимся смирению, и тем самым — истинному величию; если откажемся от насилия и будем использовать только орудия истину и любви. Размышляя над словами Иоанна Крестителя, Ориген увидел сущность язычества выраженной в символе камней: язычество — это отсутствие чувствительности, оно означает каменное сердце, неспособное любить и воспринимать любовь Бога. Ориген говорит о язычниках: «Лишенные чувства и разума, они превратились в камни и дерево» (в комментарии на Евангелие от Луки 22, 9). А Христос желает дать нам сердце из плоти. Когда мы видим Его, Бога, ставшего младенцем, у нас раскрываются сердца.

ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI ВО ВРЕМЯ НОЧНОЙ МЕССЫ ТОРЖЕСТВА РОЖДЕСТВА ГОСПОДА, 24.12.2009

 

Категория: Проповеди | Просмотров: 743 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [414]
Расписание богослужений
Концерт [244]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [50]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [35]
Праздники в Приходе
Конференция [8]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [17]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [1]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [14]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [14]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0