Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2013 » Май » 12 » ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАК СИМВОЛ ВОСКРЕСЕНИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ КАРД. ДЖАНФРАНКО РАВАЗИ)

09:00
ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАК СИМВОЛ ВОСКРЕСЕНИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ КАРД. ДЖАНФРАНКО РАВАЗИ)

То, что мы собираемся предложить вам в центральное торжество литургического года, может показаться некой экстравагантностью, и, в некотором смысле, это так и есть.

Однако, пройдя за пределы того, что лежит на поверхности, мы обнаруживаем еще раз те христианские корни, которые современное общество старается закопать как можно глубже, заваливая для пущей надежности камнями равнодушия, потребительским отношением к жизни, поверхностностью суждений. В самом деле, найти в наши дни открытку с изображением пасхальных колоколов, столь восхитительную простотой и наивностью сюжета, или Христа, выходящего из гроба подобно Спасителю на картине итальянского живописца эпохи раннего Возрождения Пьетро делла Франческа, является задачей почти невыполнимой. На картине Пьеро делла Франческа Иисус предстает не просто как воскресший Мессия, но как Царь, явившийся, чтобы править этим миром.

Для наших современных пасхальных праздников имеются в наличии лишь весенние пейзажи, или, в крайнем случае, изображение яйца, из которого выглядывает улыбающийся ребенок с ангельским личиком. В столь “корректные” и “светские” времена яйцо парадоксальным образом является последним символом с пасхальными переливами цвета, который мы можем себе позволить, хотя всем известно, что зарождение этого символа уходит своими корнями в древнейшие космогонические мифы, не только египетские, но также индийские: оболочка яйца представляет собой воздух, белок символизирует воду, а желток – землю.

Порой еще можно услышать из уст более-менее утонченных людей латинское выражение ab ovo, хотя и не всегда им известны его истоки. В самом деле, это выражение есть в знаменитом стихотворном послании древнеримского поэта «золотого века» римской литературы Горация Ars poetica, Искусство поэзии. Гораций употребил этот фразеологический оборот, означающий «с самого начала», чтобы указать на слишком затянутое предисловие. Приведя в пример Троянскую войну, поэт начинает с gemino ab ovo, то есть, с двух яиц, появившихся в результате мифологического соития Леды с Зевсом в образе лебедя, – яиц, их которых родились две пары близнецов: из одного яйца родились Поллукс и Кастор, а из другого — их сестры, Клитемнестра и Елена, косвенная виновница Троянской войны. Но оставим эти столь пространные исторические экскурсы, использованный именно для того, чтобы указать на речь, восходящую к своей отдаленной матрице, и войдем в пасхальный символизм.

Действительно, существует христианское применение этого знака, который, среди прочего, появляется стилизованным также в миндалевидных овалах, образующихся в виде сияния вокруг тела Христа и святых в традиционной иконографии.

Для того, чтобы больше углубиться в тему, можно было бы отослать к тому нескончаемому (но не всегда достойному внимания) перечню, который был составлен эрудитом Луи Шарбоннэ-Лассау (1871-1946), переведенному на итальянский язык в 1994 году римским издательством Arkeios: глава 94 предлагает по этому вопросу обширное (но порой неточное на документальном и герменевтическом уровне) поле информации.

Здесь необходимо сделать предисловие. В Священных Писаниях этот символизм отсутствует. Конечно, в Ветхом Завете упоминается о яйце (betsah) оставленном птицами (Исаия, 10, 14) или снесенном ими (Второзаконие, 22, 6), о яйце страуса (Иов, 39,14), или куропатки (Иеремия , 17, 11), или змеи (Исаия, 34, 15 и 59, 5), но игнорируется символизм космического яйца: только в древней сирийской версии Библии «парение» Святого Духа над первоначальными водами (в merahefet), будет пониматься как “высиживание яиц” (Бытие, на иудейском 1,2). Затем, в Новом Завете, есть только это любопытное экологическое сравнение, которое Иисус делает между яйцом и ядовитым палестинским скорпионом, который гнездится среди камней, маскируясь именно под белое яйцо небольшого размера: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лука, 11, 12).

Следовательно, вареное вкрутую яйцо входит в перечень блюд иудейского пасхального ужина помимо библейской традиции, как знак вечности, и, вероятно также как знак траура из-за разрушения Иерусалимского Храма.

Несомненным является то, что в древнюю эпоху яйцо попадает в христианскую иконографию в результате его жизненной метафорической ценности, как основы всего (omne vivum exovo, гласит латинское изречение, все живое исходит из яйца). В римских катакомбах помимо яиц из мрамора встречаются также остатки скорлупы настоящих яиц, которые Генри Леклерк, в своем Словаре христианской археологии и литургии, склонен рассматривать их как вероятные остатки священной трапезы или даже как следы жестокого мученичества в виде удушения раскаленными яйцами! Но они могут быть также напоминанием о более общей идее окончательного возрождения в воскресении.

Св. Августин в одной из своих проповедей заявлял: «Мне кажется, что надежду можно сравнить с яйцом: она еще не достигла цели, и точно так же яйцо – оно уже является чем-то, но еще не цыпленком». И, возможно, таким путем яйцо постепенно превратилось в пасхальный символ, как для Иисуса, так и для христиан: гроб можно сравнить со скорлупой, из которой выходит живой воскресший человек.

Так, в Средневековье, во время Страстной недели, во многих европейских церквах вывешивались страусиные яйца и устраивались реликварии с двумя яйцами, символизирующими рождение и воскресение Христа. Потрясающее своей реалистичностью деревянное распятие на шарнирах в кафедральном соборе Бургоса в Испании представляет собой фигуру Христа, обтянутую кожей буйвола, с человеческими волосами. У подножия распятия лежит четыре страусиных яйца. В православной пасхальной традиции большое значение имеют “красные яйца”, цвет которых напоминает кровь Христа, разбитые яйца, напоминающие о воскресении. На этой символической линии располагаются также знаменитые яйца, которые начиная с 1883 года, российский царь Александр III заказал знаменитому ювелиру Петеру Карлу Фаберже, чтобы подарить их царице Марии Федоровне: первое из этих ювелирных шедевров представляло собой яйцо из платины с эмалью, внутри которого лежало еще одно яйцо, из золота, в котором, в свою очередь, находился цыпленок, также из золота.

Таким образом пришли к пасхальному символизму, который имел различные варианты: благословение яиц, комнат и постели было, к примеру, в прошлом своего рода зримой катехизацией о воскресении, но также была наставлением о плодородном браке. Древние иконописцы использовали яичный желток вместо масла для своих произведений, чтобы напоминать о жизни Воскресшего.

Более загадочным является значение знаменитого страусиного яйца, свисающего с раковины в абсиде удивительной картины Мадонна с Младенцем, святыми и заказчиком Федериго да Монтефельтро, написанная в 1475 году Пьеро делла Франческа, хранящейся сейчас в пинакотеке Брера, в Милане: что это – символ жизни или алхимии, знак девственного рождения или воскресения Христа, совершенная геометрическая форма или геральдическая эмблема рода Монтефельтро, либо прославление веры, стоящей превыше разума?

Таким образом, метафорические толкования, развивающиеся вокруг яйца, многочисленны, хотя преобладающим, вне всякого сомнения является толкование в ключе жизнь-воскресение. И, вероятно, именно этот последний пасхальный знак должен выйти на площадь социальной жизни в эти времена, столь боязливые, монотонные и непомнящие о своих исторических, религиозных и культурных корнях. Но многие ли, разламывая пасхальное шоколадное яйцо, умеют пойти дальше сюрприза, скрытого в нем, и увидеть в нем знак Воскресения Христа?

 

© Радио Ватикана

 

Категория: Статьи | Просмотров: 1366 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [624]
Расписание богослужений
Концерт [304]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [53]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [39]
Праздники в Приходе
Конференция [10]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [18]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [2]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [16]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [17]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
rosary