| |
То, что мы собираемся предложить вам в центральное торжество литургического года, может показаться некой экстравагантностью, и, в некотором смысле, это так и есть. Однако, пройдя за пределы того, что лежит на поверхности, мы обнаруживаем еще раз те христианские корни, которые современное общество старается закопать как можно глубже, заваливая для пущей надежности камнями равнодушия, потребительским отношением к жизни, поверхностностью суждений. В самом деле, найти в наши дни открытку с изображением пасхальных колоколов, столь восхитительную простотой и наивностью сюжета, или Христа, выходящего из гроба подобно Спасителю на картине итальянского живописца эпохи раннего Возрождения Пьетро делла Франческа, является задачей почти невыполнимой. На картине Пьеро делла Франческа Иисус предстает не просто как воскресший Мессия, но как Царь, явившийся, чтобы править этим миром. Для наших современных пасхальных праздников имеются в наличии лишь весенние пейзажи, или, в крайнем случае, изображение яйца, из которого выглядывает улыбающийся ребенок с ангельским личиком. В столь “корректные” и “светские” времена яйцо парадоксальным образом является последним символом с пасхальными переливами цвета, который мы можем себе позволить, хотя всем известно, что зарождение этого символа уходит своими корнями в древнейшие космогонические мифы, не только египетские, но также индийские: оболочка яйца представляет собой воздух, белок символизирует воду, а желток – землю. Порой еще можно услышать из уст более-менее утонченных людей латинское выражение ab ovo, хотя и не всегда им известны его истоки. В самом деле, это выражение есть в знаменитом стихотворном послании древнеримского поэта «золотого века» римской литературы Горация Ars poetica, Искусство поэзии. Гораций употребил этот фразеологический оборот, означающий «с самого начала», чтобы указать на слишком затянутое предисловие. Приведя в пример Троянскую войну, поэт начинает с gemino ab ovo, то есть, с двух яиц, появившихся в результате мифологического соития Леды с Зевсом в образе лебедя, – яиц, их которых родились две пары близнецов: из одного яйца родились Поллукс и Кастор, а из другого — их сестры, Клитемнестра и Елена, косвенная виновница Троянской войны. Но оставим эти столь пространные исторические экскурсы, использованный именно для того, чтобы указать на речь, восходящую к своей отдаленной матрице, и войдем в пасхальный символизм. Действительно, существует христианское применение этого знака, который, среди прочего, появляется стилизованным также в миндалевидных овалах, образующихся в виде сияния вокруг тела Христа и святых в традиционной иконографии. Для того, чтобы больше углубиться в тему, можно было бы отослать к тому нескончаемому (но не всегда достойному внимания) перечню, который был составлен эрудитом Луи Шарбоннэ-Лассау (1871-1946), переведенному на итальянский язык в 1994 году римским издательством Arkeios: глава 94 предлагает по этому вопросу обширное (но порой неточное на документальном и герменевтическом уровне) поле информации. Здесь необходимо сделать предисловие. В Священных Писаниях этот символизм отсутствует. Конечно, в Ветхом Завете упоминается о яйце (betsah) оставленном птицами (Исаия, 10, 14) или снесенном ими (Второзаконие, 22, 6), о яйце страуса (Иов, 39,14), или куропатки (Иеремия , 17, 11), или змеи (Исаия, 34, 15 и 59, 5), но игнорируется символизм космического яйца: только в древней сирийской версии Библии «парение» Святого Духа над первоначальными водами (в merahefet), будет пониматься как “высиживание яиц” (Бытие, на иудейском 1,2). Затем, в Новом Завете, есть только это любопытное экологическое сравнение, которое Иисус делает между яйцом и ядовитым палестинским скорпионом, который гнездится среди камней, маскируясь именно под белое яйцо небольшого размера: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лука, 11, 12). Следовательно, вареное вкрутую яйцо входит в перечень блюд иудейского пасхального ужина помимо библейской традиции, как знак вечности, и, вероятно также как знак траура из-за разрушения Иерусалимского Храма. Несомненным является то, что в древнюю эпоху яйцо попадает в христианскую иконографию в результате его жизненной метафорической ценности, как основы всего (omne vivum exovo, гласит латинское изречение, все живое исходит из яйца). В римских катакомбах помимо яиц из мрамора встречаются также остатки скорлупы настоящих яиц, которые Генри Леклерк, в своем Словаре христианской археологии и литургии, склонен рассматривать их как вероятные остатки священной трапезы или даже как следы жестокого мученичества в виде удушения раскаленными яйцами! Но они могут быть также напоминанием о более общей идее окончательного возрождения в воскресении. Св. Августин в одной из своих проповедей заявлял: «Мне кажется, что надежду можно сравнить с яйцом: она еще не достигла цели, и точно так же яйцо – оно уже является чем-то, но еще не цыпленком». И, возможно, таким путем яйцо постепенно превратилось в пасхальный символ, как для Иисуса, так и для христиан: гроб можно сравнить со скорлупой, из которой выходит живой воскресший человек. Так, в Средневековье, во время Страстной недели, во многих европейских церквах вывешивались страусиные яйца и устраивались реликварии с двумя яйцами, символизирующими рождение и воскресение Христа. Потрясающее своей реалистичностью деревянное распятие на шарнирах в кафедральном соборе Бургоса в Испании представляет собой фигуру Христа, обтянутую кожей буйвола, с человеческими волосами. У подножия распятия лежит четыре страусиных яйца. В православной пасхальной традиции большое значение имеют “красные яйца”, цвет которых напоминает кровь Христа, разбитые яйца, напоминающие о воскресении. На этой символической линии располагаются также знаменитые яйца, которые начиная с 1883 года, российский царь Александр III заказал знаменитому ювелиру Петеру Карлу Фаберже, чтобы подарить их царице Марии Федоровне: первое из этих ювелирных шедевров представляло собой яйцо из платины с эмалью, внутри которого лежало еще одно яйцо, из золота, в котором, в свою очередь, находился цыпленок, также из золота. Таким образом пришли к пасхальному символизму, который имел различные варианты: благословение яиц, комнат и постели было, к примеру, в прошлом своего рода зримой катехизацией о воскресении, но также была наставлением о плодородном браке. Древние иконописцы использовали яичный желток вместо масла для своих произведений, чтобы напоминать о жизни Воскресшего. Более загадочным является значение знаменитого страусиного яйца, свисающего с раковины в абсиде удивительной картины Мадонна с Младенцем, святыми и заказчиком Федериго да Монтефельтро, написанная в 1475 году Пьеро делла Франческа, хранящейся сейчас в пинакотеке Брера, в Милане: что это – символ жизни или алхимии, знак девственного рождения или воскресения Христа, совершенная геометрическая форма или геральдическая эмблема рода Монтефельтро, либо прославление веры, стоящей превыше разума? Таким образом, метафорические толкования, развивающиеся вокруг яйца, многочисленны, хотя преобладающим, вне всякого сомнения является толкование в ключе жизнь-воскресение. И, вероятно, именно этот последний пасхальный знак должен выйти на площадь социальной жизни в эти времена, столь боязливые, монотонные и непомнящие о своих исторических, религиозных и культурных корнях. Но многие ли, разламывая пасхальное шоколадное яйцо, умеют пойти дальше сюрприза, скрытого в нем, и увидеть в нем знак Воскресения Христа?
© Радио Ватикана
| |
Категория: Статьи | Просмотров: 1366 | Добавил: rosary |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Расписание богослужений
[624]
Расписание богослужений
|
Концерт
[304]
Не известно время литургического года
|
Жизнь прихода
[53]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
|
Каникулы с Богом
[2]
Каникулы с Богом
|
Праздники
[39]
Праздники в Приходе
|
Конференция
[10]
Конференция, покровские чтения
|
Разные мероприятия
[18]
Разные мероприятия: лагери,
|
Таинства
[2]
Таинства
|
История прихода
[1]
История прихода
|
Структура Прихода
[1]
Структура Прихода
|
Обращения
[16]
Обращения
|
Вопросы-ответы
[7]
Вопросы и ответы
|
Для углубления духовной жизни
[17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
|
Жития святых
[30]
Жития святых - Библиотека
|
К Адвенту
[6]
К Адвенту из раздела библиотеки
|
К Великому Посту
[17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
|
К Пасхе
[17]
К Пасхе из раздела библиотеки
|
Литургический год
[22]
Литургический год для раздела библиотека
|
Проповеди
[14]
Проповеди из раздела библиотека
|
Статьи
[17]
Статьи из раздела библиотеки
|
Церковь в мире
[10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
|
Отчетность
[1]
ОТЧЕТНОСТЬ
|
НЕ ОПРЕДЕЛЕН
[13]
Концерт в Храме
|
Партнерство
[3]
Партнерство с другими
|
Поиск
Архив записей
- 2010 Октябрь
- 2010 Декабрь
- 2011 Январь
- 2011 Февраль
- 2011 Март
- 2011 Апрель
- 2011 Май
- 2011 Июнь
- 2011 Июль
- 2011 Август
- 2011 Сентябрь
- 2011 Октябрь
- 2011 Ноябрь
- 2011 Декабрь
- 2012 Январь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март