Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2011 » Июнь » 27 » ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI В ТОРЖЕСТВО СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА (2011)

10:20
ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ОТЦА БЕНЕДИКТА XVI В ТОРЖЕСТВО СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА (2011)

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний праздник дает мне возможность вновь поразмышлять об исповедании Петра – решающем моменте пути учеников с Иисусом. Синоптические Евангелия располагают его близ Кесарии Филиппийской (ср. Мф 16,13-20; Мк 8,27-30; Лк 9,18-22). Иоанн, со своей стороны, сохранил для нас еще одно важное исповедание Петра после чуда [умножения] хлебов и речи Иисуса в синагоге Капернаума (ср. Ин 6,66-70). В только что провозглашенном тексте Матфей напоминает о том, что Иисус дал Симону прозвище Кифа, «Камень». Иисус говорит, что хочет создать «на сем камне» Свою Церковь, и с этой целью наделяет Петра властью ключей [Царства Небесного] (ср. Мф 16,17-19). Из этих рассказов ясно, что исповедание Петра неотделимо от пастырской обязанности, доверенной ему в отношении паствы Христовой.

Согласно всем евангелистам исповедание Симона происходит в решающий момент жизни Христа, когда после проповеди в Галилее Он решительно направляется к Иерусалиму, чтобы довести до конца – через смерть на кресте и воскресение – Свою спасительную миссию. Ученики вовлечены в это решение: Иисус призывает их сделать выбор, который выделит их из толпы, чтобы стать общиной верующих в Него, Его «семьей», началом Церкви. В самом деле, существует два способа «видеть» и «знать» Иисуса: один – способ толпы – более поверхностный, другой – способ учеников – более проникающий и истинный. С помощью двойного вопроса: «За кого люди почитают Меня? – А вы за кого почитаете Меня?»,– Иисус призывает учеников осознать эту разную перспективу. Народ думает, что Иисус пророк. Это не ложь, но и не вся истина. Речь идет, в действительности, о том, чтобы пойти в глубину, признать исключительность личности Иисуса из Назарета, Его новизну. Также и сегодня: многие приближаются к Иисусу, видя, так сказать, Его внешнюю сторону. Крупные ученые признают Его духовный и нравственный масштаб и влияние на историю человечества, сравнивая Его с Буддой, Конфуцием, Сократом и с другими великими историческими личностями. Однако им не удается постичь Его во всей Его уникальности. В связи с этим вспоминается то, что сказал Иисус Филиппу во время Тайной Вечери: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» (Ин 14,9). Иисуса часто считают также одним из великих основателей религий, у Которого каждый может взять что-то для формирования собственных убеждений. То есть, как и тогда, сегодня «люди» думают об Иисусе по-разному. И как тогда, также и нам, сегодняшним ученикам Иисус повторяет Свой вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?». Давайте ответим так, как ответил Петр. Согласно Евангелию от Марка он сказал: «Ты Христос» (8,29); согласно Луке: «за Христа Божия» (9,20); согласно Матфею: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (16,16); наконец, у Иоанна: « Ты – Святый Божий» (6,69). Все эти ответы справедливы, годные также и для нас.

Остановимся подробнее на тексте Матфея, приведенном в сегодняшней Литургии. По мнению некоторых ученых, звучащая в нем формула предполагает, что дело происходило после Пасхи, и даже, может быть, связана с личным явлением воскресшего Иисуса Петру; явление, аналогичное тому, что имел Павел на дамасской дороге. В самом деле, поручение, данное Господом Петру, укоренено в личных отношениях, которые были у исторического Иисуса с рыбаком Петром, начиная с первой встречи с ним, когда Он сказал: «Ты – Симон… ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин 1,42). Это подчеркивает Иоанн, также рыбак и компаньон, вместе с братом Иаковом, двух братьев Симона и Андрея. Иисус, призвавший после Своего воскресения Саула, является тем же Иисусом, Который – все еще погруженный в историю – приблизился после крещения в Иордане к четырем братьям-рыбакам, которые были тогда учениками Крестителя (ср. Ин 1, 35-42). Он пошел искать их на берег Галилейского озера, и позвал их следовать за Собой, чтобы они были «ловцами человеков» (ср. Мк 1,16-20). Петру Он дал особую задачу, признавая, таким образом, в нем особый дар веры от Отца небесного. Все это, естественно, было впоследствии освещено пасхальным опытом, но будучи неизменно и крепко связано с историческими событиями, предшествовавшими Пасхе. Параллель между Петром и Павлом впечатляет, но она не может преуменьшить масштаб исторического пути Симона с его Учителем и Господом, Который с самого начала назвал его «камнем», на котором Он построит Свою новую общину, Церковь.

В синоптических Евангелиях за исповеданием Петра всегда следует возвещение Иисуса о Своих грядущих страстях, – слова, на которые Петр бурно реагирует, потому что еще не может понять их. Тем не менее, речь идет о фундаментальном элементе, на котором, поэтому, Иисус настаивает с силой. Действительно, титулы, которыми наделил Его Петр – Ты есть «Христос», «Христос Божий», «Сын Бога живого» – понимаются по-настоящему лишь в свете тайны Его смерти и воскресения. Столь же истинно и противоположное: событие Креста открывает свой полный смысл, лишь если «Сей Человек», страдавший и умерший на кресте, «был воистину Сыном Божиим», – говоря словами сотника, стоявшего перед Распятием (ср. Мк 15,39). Из этих текстов явственно следует, что целостность христианской веры дана исповеданием Петра, просвещенным учением Иисуса о Его «пути» к славе, то есть о Его абсолютно исключительном способе быть Мессией и Сыном Божиим. «Путь» этот узок, а «способ» – непомерен для учеников любой эпохи, которые неизбежно испытывали склонность к тому, чтобы думать о человеческом, а не о Божием (ср. Мф 16,23). Также и сегодня, как во времена земной жизни Иисуса, недостаточно обладать правильным исповеданием веры: необходимо вновь и вновь учиться у Господа Его способу, в котором Он является Спасителем и пути, по которому мы должны следовать за Ним. Следует признать, что даже для верующего трудно принять Крест. Инстинкт побуждает отказаться от него, а искуситель внушает мысли, что гораздо мудрее позаботиться о собственном спасении, чем потратить свою жизнь ради преданности любви.

Что было трудно принять людям, с которыми разговаривал Иисус? Что остается трудным для понимания многих сегодняшних людей? Им трудно принять факт, что Он претендует на то, что является не просто одним из пророков, но Сыном Божиим, и притязает на власть Бога. Слушая Его проповеди, видя, как Он исцеляет больных, возвещает Евангелие малым и бедным, отпускает грехи, ученики мало-помалу поняли, что Он является Мессией в самом высшем смысле этого слова, – это означало, что Он является не только человеком, посланным Богом, но Самим Богом, соделавшимся человеком. Ясно, что все это было гораздо больше них, превышало их понимание. Они могли выразить свою веру именованиями из иудейской традиции: «Христос», «Сын Божий», «Господь». Но чтобы эти именования могли действительно слиться с реальностью, их следовало открыть, в некотором смысле, заново, в их самой глубокой истине: Иисус Сам, Своей жизнью открыл их полный смысл, всегда удивительный и даже парадоксальный по отношению к имеющимся представлениям. И вера учеников должна была постепенно сообразовываться с этим. Она представляется нам как паломничество, которое имеет своим истоком опыт исторического Иисуса и находит свое основание в пасхальной тайне, но должно затем продвигаться вперед также благодаря действию Святого Духа. Такой же была вера Церкви в ходе истории, такова же и наша вера, – вера сегодняшних христиан. Прочно закрепленная на «камне» Петра, она является паломничеством к полноте той истины, которую со страстным убеждением исповедал галилейский рыбак: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16,16).

Дорогие братья и сестры, в исповедании веры Петра мы можем услышать себя и почувствовать, что все мы едины, несмотря на разделения, которые в ходе веков разорвали единство Церкви, с последствиями, которые мы ощущаем по сей день. Во имя святых Петра и Павла давайте сегодня, вместе с нашими Братьями, прибывшими из Константинополя, – которых я еще раз благодарю за присутствие на этом нашем богослужении, – обновим обязательство воспринять до конца желание Христа – чтобы мы все были едины. Вместе с сослужащими архиепископами примем дар и ответственность общности между Престолом Петра и вверенными их пастырским заботам митрополичьими Церквами. Да направляет нас и да сопровождает нас всегда Пресвятая Богородица: Ее совершенная вера, укрепляющая веру Петра и других апостолов, пусть продолжает укреплять веру христианских поколений: Царица Апостолов, молись о нас!

 

 

Категория: Проповеди | Просмотров: 1322 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [624]
Расписание богослужений
Концерт [304]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [53]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [39]
Праздники в Приходе
Конференция [10]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [18]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [2]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [16]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [17]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0