Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии
Главная » 2011 » Апрель » 20 » СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ В ИКОНОГРАФИИ: «ВОСКРЕСЕНИЕ — СОШЕСТВИЕ ВО АД»

10:33
СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ В ИКОНОГРАФИИ: «ВОСКРЕСЕНИЕ — СОШЕСТВИЕ ВО АД»

Вот одна из самых совершенных икон «Воскресение — Сошествие во ад», созданная в XIV веке псковским иконописцем. Сошествие во ад на этой иконе производит впечатление смерча, пронесшегося над бездной. Фигура Христа — стремительная, легкая и динамичная — цвета раскаленного железа, светится неземной силою. Сын Божий кончиками пальцев правой ноги попирает и сокрушает ад. Развалились на две половинки ворота, сломались и раскрылись замки — все эти обломки перечислены на иконе. Все они символизируют сокрушительную катастрофу, постигшую ад.

Каким же представлялся ад верующему человеку Древней Руси? Ад — это кромешная бездна в основании земли, ворота которой надежно заперты и не позволяют выйти попавшим туда людям. Но не только. Ад — это страшное чудовище — «брат дьявола». Ад — это нечто непостижимое и страшное. Как же изобразить такое? Согласно утвердившейся еще в Византии иконографии, ад на иконах «Воскресение — Сошествие во ад» обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны -мрачное пространство преисподней. На псковской иконе XIV века пространству ада отведено не много места. Он уже как бы и не заслуживает внимания — он уже попран и разрушен и показан пренебрежительно — почти «между прочим». Фигура Христа окружена ореолом (мандорла). Этот ореол, первоначально символизировавший только «славу» — сияние «светоносной благодати», на многих иконах стал обозначать еще и особое пространство — пространство «не от мира сего», заполненное «невидимыми» бесплотными ангелами. Эти «невидимые» ангелы весьма условно, но с неожиданной достоверностью изображены на иконе.

Таким образом, на иконе представлены сразу три пространства: пространство «не от мира сего», пространство ада и пространство, в котором находятся праведники, выведенные Иисусом Христом из ада. И над всем безраздельно господствует Христос. Сошествие во ад завершает Его искупительную миссию. Своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте Сын Божий искупил первородный грех прародителей и снял его с их потомков. Он вывел людей из ада.

Композиция псковской иконы совершенна. Фигуры Христа, Адама и Евы образуют треугольник. Красное платье Евы и развевающийся лоскут ткани (пола гиматия) за спиной Христа уравновешиваются красными одеждами двух праведников слева. Почти физически ощущается всесокрушающая сила, исходящая от Царя Славы. Пробелы на одежде Христа стремительным потоком струятся вверх, как языки пламени.

Плавно очерченная фигура Христа — легкая, с очень узкими плечами — не вызывает впечатления физической силы. Но композиция и цвета иконы таковы, что сокрушительная мощь Спасителя ощущается сразу же. Сила Иисуса Христа — не телесная. Его сила — Божественная.

На других иконах события в аду показаны более подробно: ангелы предстают пред Господом и сокрушают силы адские — дьявола и бесов.  А у рухнувших ворот ждут своего освобождения праведники.

Красный цвет одежд Христа в образе «Воскресение — Сошествие во Ад» характерен для псковских икон. На иконах московской и новгородской школ Иисус Христос изображен или в голубом хитоне и синем плаще, или в голубом плаще и в коричневом хитоне, или в одеждах цвета охры. «Ярость Божия» обжигает при взгляде на псковские иконы, характерные напряженным динамизмом. Образы «Воскресение — Сошествие во Ад» других школ передают это событие мягче.

На московской иконе школы Дионисия (1500-е) величественная фигура Христа возвышается над поверженным адом. Образ является констатацией уже свершившегося торжества Сына Божия над силами зла и полон покойной и возвышенной одухотворенности.

Икона построена так, что ощущается космическое значение Сошествия во ад. Этому способствует невесомость фигур, как бы парящих в пространстве иконы.
Бирюзовый цвет ореола, окружающего фигуру Христа, противостоит черному провалу преисподней, как чистое небо — мраку подземелья. И над всем господствует крест — символ искупительной жертвы Сына Божия и начала нового времени.

Иконописцу не удалось избежать немного наивной нравоучительности. Впрочем, во время написания иконы такая нравоучительность была естественной и воспринималась всерьез. Силы небесные — бесплотные ангелы, заполняющие славу (мандорлу), окружающую Христа, перечислены поименно. Это «Жизнь», «Радость», «Разум», «Мудрость», «Истина», «Любовь», «Смирение», «Счастье», «Чистота». Им противостоят силы зла, олицетворяемые бесами: «Смерть», «Ненависть», «Неразумье», «Вражда».

Бесы поражены молниями, исходящими от Господа, а их хозяина и властелина — сатану -связывают ангелы.

 

 

Категория: К Пасхе | Просмотров: 707 | Добавил: rosary
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Категории раздела

Расписание богослужений [414]
Расписание богослужений
Концерт [244]
Не известно время литургического года
Жизнь прихода [50]
Жизнь прихода из раздела "ПРИХОД"
Каникулы с Богом [2]
Каникулы с Богом
Праздники [35]
Праздники в Приходе
Конференция [8]
Конференция, покровские чтения
Разные мероприятия [17]
Разные мероприятия: лагери,
Таинства [1]
Таинства
История прихода [1]
История прихода
Структура Прихода [1]
Структура Прихода
Обращения [14]
Обращения
Вопросы-ответы [7]
Вопросы и ответы
Для углубления духовной жизни [17]
Для углубления духовной жизни - Библиотека
Жития святых [30]
Жития святых - Библиотека
К Адвенту [6]
К Адвенту из раздела библиотеки
К Великому Посту [17]
К Великому Посту из раздела библиотеки
К Пасхе [14]
К Пасхе из раздела библиотеки
Литургический год [22]
Литургический год для раздела библиотека
Проповеди [14]
Проповеди из раздела библиотека
Статьи [17]
Статьи из раздела библиотеки
Церковь в мире [10]
Церковь в мире в разделе библиотеки
Отчетность [1]
ОТЧЕТНОСТЬ
НЕ ОПРЕДЕЛЕН [13]
Концерт в Храме
Партнерство [3]
Партнерство с другими

Поиск

Календарь

«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0